Искусственный интеллект помогает находить нужные данные в документах, выявлять риски в договорах и готовить отчеты для юристов. О том, как внедрить LegalTech-решение с применением ИИ написано много, но что делать после введения разработки в эксплуатацию?
Дмитрий Козлов, руководитель по развитию бизнеса в Embedika, рассказал, с какими трудностями сталкиваются заказчики и как вендоры могут оказывать качественное сопровождение и доработку продукта после внедрения.
Внедрение умных алгоритмов в юридические процессы — долгая процедура. Перед запуском решения в промышленную эксплуатацию вендор и заказчик проходят через несколько этапов. Рассмотрим этот процесс на примере продукта для выявления рисков в договорах:
Подготовка решения для конкретной компании. Чаще всего у исполнителя есть готовое коробочное решение, которое включает в себя определенный набор часто встречающихся в договорах рисков. При этом у заказчика обычно сформирован список приоритетных типов рисков, которые добавляются в решение в процессе подготовки к внедрению.
Чтобы интегрировать в процесс проверки договора новые риски, нужно обучить алгоритм на подготовленных для этого датасетах. Юристы со стороны заказчика или специально обученные сотрудники вендора размечают договора, и искусственный интеллект обучается на них, получая новую информацию.
В интерфейсе заложены функции для разметки договоров — пользователь выделяет блок текста и определяет тип риска или ошибки в документе
Тестирование решения. После кастомизации алгоритма под запросы компании начинается тестовая эксплуатация. Её цель — проверить точность выявления рисков и собрать фидбек юристов, которые работают с продуктом.
Введение решения в промышленную эксплуатацию. После тестов решение дорабатывается и начинается постоянная работа с ним. Чаще всего с ИИ-продуктом взаимодействуют юристы, а также специалисты отделов продаж и закупок, экономисты и финансисты.
Так выглядит интерфейс готового решения, запущенного в промышленную эксплуатацию
На этапе внедрения работа не заканчивается — в течение гарантийного периода заказчик может обращаться к вендору, чтобы исправить ошибки или доработать функциональность.
Рассмотрим 3 наиболее частых запроса со стороны заказчиков.
Основная цель внедрения искусственного интеллекта — сокращение времени на обработку документов и более эффективное использование ресурсов специалистов. Например, на обработку стандартного договора юрист тратит в среднем 40 минут, а система может выявить риски за 20 секунд. После этого сотруднику потребуется уже около 10-15 минут на корректировку пунктов в соответствии с рекомендациями искусственного интеллекта.
Когда базовые типы договоров уже проверяются автоматически, можно добавлять новые нестандартные, а также включать более сложные виды рисков. Например, для лицензионных договоров есть перечень рисков, которые не применяются для документов о поставке товара. Они бывают расходными и доходными. Соответственно, для каждого нужно подсвечивать свои риски, важные заказчику.
Таким образом, система может масштабироваться в сторону увеличения количества типов договоров и рисков. Чем больше типов документов в компании покрывает решение, тем более эффективным становится время работы конкретного специалиста. Важно отметить, что мы имеем в виду не только юристов, но и сотрудников других отделов. Например, менеджер по продажам, который общается с контрагентом, также может использовать алгоритм для выявления рисков в договорах. Решение можно настроить так, чтобы наиболее критические риски передавались юристам, которые будут детально их обрабатывать и искать решение. Некритичные риски специалист может отработать самостоятельно.
Кроме того, можно масштабироваться в сторону качества проверки договоров. Бывают ситуации, когда из-за некорректной разметки документов решение работает не совсем точно. Это может произойти, когда размечаются нетипичные договоры, в которых есть вариативные части. Для высокого качества выявления рисков нужен большой датасет и правильная разметка со стороны юристов компании. Соответственно, чтобы увеличить точность после внедрения решения, нужно дообучить алгоритм на большем количестве правильно размеченных нетипичных документов.
После внесения всех нужных типов договоров и рисков специалисты хотят оптимизировать свое время по внесению изменений и принятию решений по документам. Для этого могут быть самые разные запросы:
● После обработки документа юристам нужно получать протокол разногласий. В таком случае можно заранее настроить формат и вид протокола, чтобы специалист сразу же мог отправить его вместе с договором контрагенту.
● Юристы хотят иметь возможность сразу внутри решения редактировать основной договор, не переключаясь в другие сервисы. Так они смогут анализировать риски, выявленные ИИ, и там же вносить изменения.
● Специалисты хотят, чтобы система проверяла не зафиксированные на какой-то момент риски, а актуальные в конкретный день. Для этого можно обучить алгоритм обращаться в юридические базы, такие как Гарант или Консультант плюс, и проверять изменения в рисках в конкретном договоре.
● Юристам нужна возможность генерировать договоры по шаблонам. Можно научить систему создавать новые документы по ранее согласованным договорам в компании или существующим на рынке стандартам.
● Заказчик хочет, чтобы анализируемый договор после обработки ИИ отправлялся ответственному сотруднику. В таком случае можно обсудить с клиентом принципы маршрутизации и автоматизировать их.
● Юристы хотят сравнивать договор, присланный контрагентом, с той версией, которая была ему отправлена. Специалистам важно проверить, что на стороне клиента не были внесены никакие изменения. Для этого могут быть внедрены дополнительные модули, например, в Embedika есть готовый модуль Compare, который позволяет сравнивать документы и может быть встроен в существующее решение.
● Специалисты хотят автоматически узнавать о приближающихся сроках по осуществлению услуг и оплат и оповещать клиентов об их наступлении. Например, в документах могут быть предусмотрены сроки по закрывающим документам или датам платежей, и алгоритм сможет уведомить об этом ответственных сотрудников, чтобы те подготовили счет или закрыли акт.
● Юристам нужна возможность создавать шаблоны документов с автоматически заполненными данными. Для этого есть функциональность связанных шаблонов, когда данные будут передаваться во все необходимые формы и библиотеки.
● Заказчику важна конфиденциальность данных. Для этого можно гибко настраивать доступы к конкретным документам и регулировать их в случае изменений.
Чаще всего заказчики хотят интегрировать продукт с системой электронного документооборота или с 1С, например. Кроме того, когда есть внутренние цепочки согласования, нужно провести через них договор и после отправить согласованную версию контрагенту.
Бывают ситуации, когда после внедрения решения в промышленную эксплуатацию заказчику требуется разработать новый функционал и интегрировать его в уже внедренное решение. Например, внутри компании может отсутствовать система согласования. В этом случае можно доработать сервис — настроить маршрутизацию, при которой документ будет перенаправляться всем ответственным отделам. В таком случае запускается новый цикл разработки: сбор требований, подготовка ТЗ, согласование сроков и стоимости и сама подготовка алгоритма.
Если клиент с самого начала работы понимает, что потребуются несколько масштабных решений, можно заранее продумать функционал с бесшовной интеграцией: постепенно дорабатывать и активировать функции, чтобы продукт стал единым. Это более эффективный вариант. Например, если компании нужно внедрить интеллектуальный поиск по базе знаний и в дальнейшем ИИ-сервис для анализа рисков в документах, можно заранее выстроить план так, чтобы интегрировать эти продукты.
Обычно с запросом на доработку приходит проектный менеджер со стороны клиента. Он собирает пожелания пользователей решения: юристов, менеджеров отдела закупок, экономистов, финансистов.
Далее начинается процесс работы с руководителем проекта со стороны заказчика. Сначала важно выяснить, какие изменения нужно внести, какие из них наиболее приоритетные. После этого формируется техническое задание, а клиент собирает данные, необходимые для работы. Например, если нужно настроить интеграцию с ЭДО, необходимо выяснить, какой там API, нужно ли обращаться к производителям ПО. Запросы могут быть и не техническими: к примеру, заказчик просит кастомизировать интерфейс решения, добавить логотип и фирменные цвета компании.
После согласования ТЗ, сроков работы и стоимости формируется команда со стороны вендора: руководитель проекта, системные и бизнес-аналитики, разработчики, devops-инженеры и тестировщики.
Процесс доработки решения поэтапно похож на стандартный процесс внедрения: разрабатывается нужная функциональность, тестируется и запускается в эксплуатацию.
Чаще всего бывают два сценария:
Исправление ошибок в период гарантийной поддержки. После внедрения заказчику предоставляется лицензия, в которую включена поддержка. Она передается по лицензионному договору на период, нужный заказчику. Часто клиенты оформляют такие документы на год, но сроки могут быть увеличены.
Решение зависит от имеющегося бюджета и от планов заказчика по развитию системы. Клиент может зафиксировать стоимость лицензии на несколько лет вперед, чтобы избежать непредвиденных повышений от года к году. Соответственно, в период гарантийной поддержки в рамках лицензии заказчик может обращаться к вендору, чтобы исправить ошибки.
Доработка функциональности. Если клиент хочет серьезно доработать решение, настроить интеграции или с нуля создать новый функционал и добавить к существующему, потребуется постпроектное сопровождение. Для этого создается отдельный проект, согласовываются сроки и стоимость работы.
Стоимость будет зависеть от сложности работы, а также от количества пользователей системы — их могут быть как десятки, так и тысячи.
Процесс доработки решения может занимать месяцы — будут постоянно возникать новые запросы и идеи по улучшению. Заказчику важно настроить грамотный процесс взаимодействия с вендором, чтобы развитие продукта проходило комфортно для обеих сторон.
В ближайшее время наш менеджер свяжется с Вами.